Значимость использования медиативных технологий специалистом системы профилактики в
ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей
Необходимость ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в настоящее время не вызывает сомнений ни у теоретиков, ни у практиков. Проблемы возникают в сфере практической реализации данного процесса специалистами различных субъектов системы профилактики, которые сталкиваются с отсутствием необходимых методик ресоциализации, а также навыков ее осуществления.
Под ресоциализацией нами понимается целенаправленный процесс восстановления и/или приобретения ценностей, норм, социальных знаний, опыта, а также возможностей и способностей, необходимых и достаточных для формирования у несовершеннолетнего готовности удовлетворять свои потребности, интересы, права некриминальным способом (задача-минимум) и устойчивость самостоятельной позитивной социализации его личности (задача-максимум).
Соответственно в рамках процесса ресоциализации специалисты могут использовать различный инструментарий, различные технологии: работа со случаем, восстановительные технологии, семейная терапия, сетевая терапия, медиативные технологии.
Использование медиативных технологий специалистом системы профилактики в работе с несовершеннолетними правонарушителями имеет основополагающее значение.
Под медиативными технологиями в работе с несовершеннолетними правонарушителями понимается использование совокупности методов (инструментов) профессиональной медиации в работе с несовершеннолетними для предупреждения и разрешения конфликтов, выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон решения, а также с целью сохранения/восстановления отношений с окружающими.
Значимость медиативных технологий в процессе ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей определяется совокупностью следующих обстоятельств.
Во-первых, психологические возрастные особенности несовершеннолетних выражаются в их повышенной конфликтности, что требует учета в повседневной деятельности специалиста, работающего с несовершеннолетним правонарушителем. Большинству несовершеннолетних правонарушителей присущи дополнительные характеристики, которые усиливают их конфликтность с окружающими: агрессивность, тревожность, состояние дискомфорта, незащищенности, недостаточность развития антиципации, слабо выражена эмпатия и др.
Во-вторых, для большей части несовершеннолетних правонарушителей характерно: наличие внутрисемейных конфликтных ситуаций, зачастую носящих затяжной характер; наличие постоянных конфликтных ситуаций в образовательном пространстве (с учителями, сверстниками, родителями других детей); конфликты с окружающими (соседи, референтная группа и т.д.). Большинство взрослых в конфликте с несовершеннолетним ведут себя деструктивно, что приводит к формированию у него негативного опыта поведения в конфликтных ситуациях, который постепенно закрепляется и становится определяющим.
В-третьих, проведенные исследования подтверждают, что в большинстве ситуаций преступному поведению несовершеннолетних предшествуют конфликтные ситуации либо совершенное преступление становится непосредственно результатом конфликта.
В-четвертых, конфликтность как возрастная особенность несовершеннолетних, усиленная его уже сложившемся опытом негативного поведения в конфликтных ситуациях, изначально настраивают подростка на агрессивное, провоцирующее поведение по отношению к сотруднику системы профилактики.
Медиативные технологии могут быть использованы специалистами, работающими с несовершеннолетними с целью предупреждения конфликтных ситуаций возникающих между специалистом и подростком; снижения агрессивности (психической, речевой и др.) подростка; выстраивания конструктивных отношений с несовершеннолетним и его семьей; улучшения взаимопонимания между несовершеннолетним и специалистом; урегулирования конфликтов, возникающих с участием несовершеннолетнего (в школе, в группе сверстников, в семье и т.д.). Кроме того, специалисты могут осуществлять процедуры «квазимедиации», когда при использовании медиативных технологий проводится процедура примирения, которая отличается тем не менее от медиации, рядом характеристик.
М. Н. Садовникова, к.ю.н., доцент
кафедры уголовного права ЮИ ИГУ