«… причиной конфликта является
не объективная реальность, а
происходящее в головах людей».
(Р.Фишер, У. Юри)
Медиация как новый правовой институт
Медиация (mediare (лат.) - посредничать) - это одна из технологий урегулирования споров во внесудебном порядке, с участием третьей стороны - медиатора. Медиатор создает условия для того, чтобы стороны выработали определенное соглашение по спору, при этом, стороны сами полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Принято Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 года о Программе подготовки медиаторов, которая утверждена Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ 14 февраля 2011 года.
С приятием закона постепенно возрастает информированность граждан о возможности получения услуг медиатора, однако, при этом, стоит отметить, что понимание гражданами всех преимуществ процедуры медиации возможно только посредством государственной поддержки данного института.
Иркутская область на момент принятия Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» уже имела положительный опыт применения медиации и медиативных технологий в работе с несовершеннолетними правонарушителями , в регионе были созданы все условия для устойчивого и системного внедрения института социальной медиации в отношении наиболее незащищенных групп населения.
К таким условиям можно отнести следующие.
Во-первых, наличие правовой базы в виде принятого Федерального Закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и наличие регионального нормативно-правового акта (Постановление Правительства Иркутской области от 19 ноября 2010 года № 294-пп), утверждающего внедрение института социальной медиации в рамках региональной целевой программы профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Точка опоры» на 2011-2013 годы. В 2012 году Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, в соответствии с которой принят План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1916-р. В соответствии с данным документом в России предполагается широкое внедрение новых технологий и методов работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. В соответствии с Планом предполагается развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях.
Во-вторых, как уже отмечалось, в Иркутской области имелся положительный опыт внедрения медиации и медиативных технологий в работу с несовершеннолетними (программы реализованы Фондом «ЮВЕНТА»). Так, пилотными проектами была доказана востребованность проведения процедур медиации, а также их эффективность в работе с уязвимыми группами несовершеннолетних. В 2010 году АНО «Иркутский центр медиации» начата разработка концепции «социальной» медиации, нашедшая частичное отражение в Областной целевой программе профилактики сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Точка опоры» на 2011 -2013 гг.
В-третьих, имелись организации некоммерческого сектора, которые на профессиональной основе занимаются не только внедрением процедур медиации, но и на профессиональной основе занимаются работой с несовершеннолетними (АНО «Иркутский центр медиации»). Кроме того, АНО «Иркутский центр медиации» имея лицензию на образовательные услуги, стал разработчиком первых программ повышения квалификации для специалистов, работающих с детьми, в части обучения их применению медиативных технологий в своей повседневной профессиональной деятельности. АНО «Иркутский центр медиации» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензия № 3693 от 14.06.2011 серия РО № 020651.
Комплексное внедрение института медиации и медиативных технологий в систему профилактики социального сиротства, систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в процесс ресоциализации несовершеннолетних, преступивших Закон – инновационное направление, которое в настоящее время осуществляется только в Иркутской области.
Почти трехлетний опыт реализации программ социальной медиации позволяет сделать определенные выводы теоретического и практического значения, а также провести обзор реализованных процедур медиации.
За 2011-2013 гг. АНО «Иркутский центр медиации» проведено 102 процедуры для замещающих семей. Процедурами медиации охвачено 228 человек: дети и родители из замещающих семей. Из них: детей - 92 человека; взрослых - 86 человек.
Проведено 102 процедуры медиации в 190 сессий. Процедуры медиации проводились в постоянно режиме, в том числе в вечернее время до 21.00 и в выходные дни, что создавало для родителей из замещающих семей более комфортные условия для выбора времени проведения процедуры медиации.
Обзор процедур медиации позволяет выделить основные типы конфликтных ситуаций, возникающих в замещающих семьях: из 102 процедур медиации, 98 касались ситуаций разногласий между замещающими родителями и приемными детьми.
Результатом большинства проведенных процедур медиации с участием замещающих семей, является заключение медиативного соглашения. Мониторинг (через 1, 3, 6 месяцев) проведенных процедур медиации позволяет сделать следующие выводы.
В 99% ситуаций замещающие родители оставили в прошлом размышления об отказе от приемного ребенка.
Вместе с тем, только в 37% ситуаций, замещающие родители сами проговорили, что остались довольны результатом процедуры медиации, и отметили, что ситуация изменилась в лучшую сторону, улучшилось взаимопонимание между ними и ребенком, они могут сами в дальнейшем разрешать возникающие конфликты.
В 41 % ситуаций родители отметили, что ребенок остался таким же «плохим» («двоечник», «грубиян», также курит, не ходит в школу…). Однако, при этом, в 89% ситуаций (из 41%) в процессе разговора было выяснено, что тот конфликт, который рассматривался на процедуре медиации, разрешен и к данным вопросам стороны не возвращаются (например, изначально замещающая семья пришла с проблемой ухода ребенка из дома, и ребенок в настоящее время проживает дома, попыток ухода больше нет), но замещающий родитель не доволен иным поведением ребенка (к примеру, в этой же ситуации, замещающий родитель в ходе разговора говорит «но посуду-то он как не убирал за собой, так и не убирает…»). В 11% ситуаций было выяснено, что сами родители отказались от выполнения договоренностей по медиативному соглашению (из разговора с замещающей мамой «…да, договорились, что я его не буду тряпкой половой хлестать (в этот момент медиатор напоминает, что ребенок говорил насколько ему это обидно..), да продержалась одну неделю, а потом его тряпкой отдубасила, он это соглашение и порвал…». При этом выясняется, что сам ребенок в течение недели строго выполнял все договоренности по медиативному соглашению).
Таким образом, можно отметить две тенденции. С одной стороны, стремление родителя через специалистов (медиаторов, психологов) сделать ребенка «другим», более «идеальным» и «подходящим родителю», и, соответственно, вытекающие отсюда недовольство результатом, когда ребенок не становится «идеальным». При этом сам родитель не стремится сделать что-то для изменения себя, для лучшего понимания возникающих проблем и конфликтных ситуаций. С другой стороны, необходимо отметить, что в большинстве замещающих семей не имеется собственных ресурсов для воспитания, педагогического воздействия на ребенка, для создания безопасных в психологическом значении условий развития (отсутствие конфликтологической компетенции даже на уровне личного опыта, житейской мудрости либо же наличие собственных личных крайне конфликтных характеристик).
В 20 % ситуаций родители отметили, что конфликт, с которым они приходили на процедуру медиации, разрешен, но в целом нельзя сказать, что отношения стали менее конфликтными. Имеется еще множество других конфликтов, с которыми они хотели бы обратиться в Иркутской центр медиации.
В результате мониторинга практически все отметили, что хотят придти к медиатору еще, и советуют другим семьям обращаться к процедуре медиации, при возникновении конфликтов.
За 2011-2013 гг. АНО «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий» было проведено 220 процедур медиации, что составило 305 сессий для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Проведение процедур медиации показало их востребованность и необходимость для несовершеннолетних и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Разрешение одного спорного момента позволяет всем членам семьи проанализировать другие разногласия, взаимоотношения в семье в целом; родители приобретают навыки эффективного общения с детьми, а дети стараются лучше понимать своих родителей. В процессе и по окончанию процедуры семьи поддерживают связь с медиатором по телефону, обсуждая наиболее острые вопросы, делясь успехами в самостоятельном разрешении спорных вопросов. Часто разрешив ситуацию в своей семье, родители и дети обращаются в центр повторно для разрешения конфликтов с учителями, другими родственниками; рекомендуют медиацию своим родственникам, друзьям и знакомым.
За 2011-2013 гг. сотрудниками АНО «Иркутский центр медиации» проведено 11 процедур школьной медиации, а также 12 процедур восстановительной медиации.
Иркутской областью сделаны устойчивые шаги к реализации данных мероприятий и достижению целей национальной стратегии, что позволяет утверждать наличие в области методического потенциала для того, чтобы стать пилотной площадкой для всей Российской Федерации.
Реализация выше перечисленных направлений по внедрению медиации, а также внедрение медиационных технологий доказала их эффективность на современном этапе развития, перспективность в работе с различными категориями детей, а также необходимость их дальнейшего развития, в том числе в части обучения сотрудников системы профилактики и информирования населения, а также органов власти.