+7 (3952) 747-786
+7 (3952) 747-735

 

Будучи тренерами, профессиональными медиаторами, психологами - команда АНО "Иркутский центр медиации" во уже в течении трех лет аккумулирует информацию о различных проблемных ситуациях, возникающих вокруг детей...
В последнее время все чаще и чаще мы стали слышать рассказы мам, бабушек о том, как их ребенка, которому требовалась срочная медицинская помощь, просто отправили из школы домой... Уже дома. вызвав скорую помощь, родители стали осознавать чем все могло закончится, не окажись их дома... не позвони им вовремя ребенок...


Рассказывает бабушка Мити: "Когда внук пришел домой. он был весь в крови... голова, шея, вся рубашка... я даже сначала понять не могла откуда идет кровь... Оказалось из головы, его толкнули, он упал и головой ударился... Мне сразу бросилось в глаза, что он стал вялым, хотел прилечь спать, что на него не похоже... Конечно, я стала сразу звонить родителям. Вызвали скорую. Оказалось черепно-мозговая травма... Говорит, что в школе его отправили домой... Медсестры сегодня нет, поэтому беги быстрее домой..."
Рассказывает мама Вали: "Валя упала на уроке в обморок... Конечно, все понятно - весна, нагрузка, нервы... Учительница математики отправила ее домой. В итоге все оказалось куда сложнее... Валя проходит лечение.... Но возмущает спокойствие педагогов - иди домой.... Упадешь по дороге? ничего, это уже не наша проблема, ведь не в школе же... "
И таких примеров наберется десяток. Во всех этих рассказах - хороший конец. Но хороший он по случайности... И если сегодняшние образовательные учреждения совместно с Министерством здравоохранения не решат как и кто должно вести себя в подобных ситуациях, могут возникнуть и другие последствия.
Вместе с тем, проблемы в настоящее время две.
Первая. Обеспеченность медицинским персоналом образовательных учреждений.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 41), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Федеральный Закон "Роб основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает механизм реализации данного права в образовательных учреждениях для детей.
Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является приоритет охраны жизни и здоровья обучающихся (ст. 3 Закона "Об образовании"). К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится и обязанность организации медицинской помощи обучающимся.
Вопросы оказания медицинской помощи детям в образовательных учреждениях регламентированы Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также Приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 года "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях"
В соответствии с данным приказом организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами.
Это означает, что и Мите и Вале должна была быть оказана первичная медицинская помощь непосредственно в образовательном учреждении. И именно образовательное учреждение несет ответственность не только за жизнь и здоровье ребенка, но и за оказание своевременной медицинской помощи.
Школьная медицина имеет уже более чем 130 летнюю историю. Еще в 1870 году в школах Санкт-Петербурга впервые проверили зрение у всех детей. Десять лет спустя у 26 тысяч школьников было проведено обследование состояния здоровья. С тех самых пор школьная медицина набирала обороты. В конце 80-х годов медсестры и врачи были в каждом образовательном учреждении. А в 2000 годах, к сожалению. ситуация изменилась. Медсестры есть только в тех образовательных учреждениях, где норматив количества учащихся соответствующий. Мало детей - тогда и доктор не положен!
Вторая проблема связана с осведомленностью участников образовательного процесса об ответственности за жизнь и здоровье ребенка.
Рассказывает бабушка Мити: "Ну как же это так... отправить маленького ребенка домой... ведь не отправила же она (имеется в виду учительница) своего собственного ребенка из школы домой в таком состоянии..."
Рассказывает мама Вали: "Конечно. меня удивляет реакция учителя... Я знаю, что ребята из класса говорили о том, что нужно позвать врача, классного руководителя... На что учитель им сказала - ничего страшного, не надо паниковать... поспит дома и все пройдет..."
Возникает множество вопросов по поводу того, насколько сегодняшний учитель готов не только обучать, но и осознавая, нести ответственность за свои действия, в частности, в вопросах организации первичной медицинской помощи учащемуся. Бесспорно. что учитель не врач. от него не требуется лечение, да и оказание первичной помощи. Но предпринять максимум усилий для того, чтобы обезопасить ребенка от возможных негативных последствий, связанных с возникающими ситуациями угрозы его здоровью, он обязан.
Важно проведение лекториев для всех участников образовательного процесса по вопросам организации первичной медицинской помощи ребенку.

 

Садовникова М.Н., к.ю.н.,
директор "Иркутского центра медиации",
член экспертного совета при
Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области,
член Общественного Совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ

Наши публикации (2)

Подводим итоги!

2016 год подходит к концу. Хочется подводить итоги. И это мы обязательно сделаем. но пока позвольте представить вам нашу работу второго полугодия уходящего года. 

Подробнее:

применение медиативных технологий в детском саду. опыт наших учеников

Слушатели, прошедшие обучение медиативным технологиям в нашем центре, делятся своим опытом. Этот опыт имеет особое значение для нас, поскольку речь идет о разработанной авторской методики Садовниковой Марианны Николаевны - технологии медиационных решений "Лестница в будущее".

Подробнее:

Стандарты восстановительной медиации Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.

Настоящие стандарты разработаны в качестве руководства и источника информациидля медиаторов, руководителей и специалистов служб примирения и органов управле-ния различных ведомств, а также других специалистов и организаций, заинтересованныхв развитии восстановительной медиации в России.

Подробнее:

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Конфликтные ситуации происходят среди учащихся очень часто. Этот факт подтверждается, статистикой правонарушений и преступлений, а так же материалами опросов старших школьников. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на четвертом – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия.

Подробнее:

Медиативные технологии и дружественное к ребенку правосудие: региональные аспекты (на примере Иркутской области)

Впервые термин "дружественное к ребенку правосудие" раскрыт в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система судопроизводства в отношении детей, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение...

Подробнее:

Значимость использования медиативных технологий специалистом системы профилактики в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Значимость использования медиативных технологий специалистом системы профилактики в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Подробнее:

Интервью эксперта

Занимаясь уже более 15 лет вопросами детского неблагополучия, замечаю, что решение большинства проблем у нас осуществляется через "устранение негативных последствий". Каждая отдельно взятая ситуация детского неблагополучия требует "...своевременности реагирования, изучения причин и условий, которые способствовали ее наступлению...". За "сухими" формулировками - действенный механизм, который может позволить изменить ситуацию, при грамотном и профессиональном подходе.

Подробнее:

Медиация для детей. Калейдоскоп конфликта!

Каждому ребенку приходилось сталкиваться с конфликтом. Конфликты часто возникают с родителями, с братьями и сестрами, с бабушками и дедушками, в школе – с учителями, другими ребятами, частенько ссорятся ребята и со своими друзьями и подругами.

Подробнее:

Деятельность Фонда «ЮВЕНТА» и АНО «Иркутский центр медиации» в защите прав ребенка: внедрение инновационных технологий в работу с несовершеннолетними в Иркутской области

Проведение социальных процедур медиации с участием несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении в Иркутской области

Подробнее:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Актуальность создания служб школьной медиациив образовательных организациях

Подробнее:

Медиация в системе здравоохранения ИЛИ Кому от этого лучше??

По данным социологических опросов, с некачественными медицинскими услугами сталкиваются до половины граждан, обращающихся за медицинской помощью. Но обращаются за защитой своих прав - единицы.Однако, все больше в последние годы становится и судебных исков против лечебных учреждений. Претензии пациентов по поводу нарушения их прав разнообразны.

Подробнее:

Проблемы организации первичной медицинской помощи в образовательных учреждениях. ИЛИ "ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ..."

Будучи тренерами, профессиональными медиаторами, психологами - команда АНО "Иркутский центр медиации" во уже в течении трех лет аккумулирует информацию о различных проблемных ситуациях, возникающих вокруг детей...В последнее время все чаще и чаще мы стали слышать рассказы мам, бабушек о том, как их ребенка, которому требовалась срочная медицинская помощь, просто отправили из школы домой... Уже дома. вызвав скорую помощь, родители стали осознавать чем все могло закончится, не окажись их дома... не позвони им вовремя ребенок...

Подробнее:

Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиации

Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиацииВсе семьи разные, но все они одинаковы тем, что в каждой случаются конфликты. В одних семьях с конфликтами справляются самостоятельно. К примеру, когда мама и папа способны все обсудить и выяснить. Когда они могут не повышая голоса, сказать друг другу о том, что они чувствуют. А потом, они имеют возможности для принятия совместного решения и для его выполнения.

Подробнее:

МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Аннотация к статье: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия детей и специалистов, работающих с ними. Аргументируется необходимость конструктивного подхода во взаимодействии с детьми и востребованность использования навыков применения медиативных технологий при общении с ним. Обосновывается актуальность применения процедуры квазимедиации сотрудниками системы профилактики для урегулирования возникающих конфликтов.

Подробнее:

Неконструктивное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями: проблемы индивидуальной профилактической работы

Неконструктивное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями: проблемы индивидуальной профилактической работыНегативные тенденции повторной преступности несовершеннолетних , актуализируют потребность определения причин такой ситуации и разработки адекватных мер, направленных на их нейтрализацию.

Подробнее:

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация к статье: в статье рассматриваются тенденции преступности несовершеннолетних на современном этапе, анализируются причины роста повторной преступности несовершеннолетних. Аргументируется необходимость адекватного реагирования на преступность несовершеннолетних посредством внедрения инновационных технологий, в частности медиативных технологий. Обосновывается их актуальность и востребованность применения, приводятся данные, доказывающие эффективность применения медиативных технологий в работе с несовершеннолетними осужденными к лишению свободы.

Подробнее:

Технологии профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Статья посвящена технологиям профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Авторы выделяют основные задачи индивидуальной профилактики. Особое внимание обращено к технологии «психобокс», способной решить эти задачи.Ключевые слова: суицидальное поведение; профилактика; несовершеннолетние; технология «психобокс».

Подробнее:

МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (часть 1)

Садовникова Марианна НиколаевнаМесто работы: кафедра уголовного права ЮИ ИГУНаучная степень, научное звание: кандидат юридических наук Должность: доцент кафедры уголовного права ЮИ ИГУ

Подробнее:

Деятельность Фонда «ЮВЕНТА» и АНО «Иркутский центр медиации» в защите прав ребенка: внедрение инновационных технологий в работу с несовершеннолетними в Иркутской области (продолжение)

«… Защищать права детей можно по-разному… Эффективно и не очень… Можно создавать сложные государственные механизмы, а можно просто оказывать внимание тем детям, кто его обделен… » М. Садовникова

Подробнее:

Copyright  ©  2016  Иркутский Молодежный фонд правозащитников "ЮВЕНТА" 
Сайт создан в рамках реализации социально значимого проекта «Право на справедливое правосудие. Создание комплексной системы защиты и обеспечения прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015г. № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "Гражданское достоинство" (http://civildiginity.ru).