+7 (3952) 747-786
+7 (3952) 747-735

 

Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиации
Все семьи разные, но все они одинаковы тем, что в каждой случаются конфликты.
В одних семьях с конфликтами справляются самостоятельно. К примеру, когда мама и папа способны все обсудить и выяснить. Когда они могут не повышая голоса, сказать друг другу о том, что они чувствуют. А потом, они имеют возможности для принятия совместного решения и для его выполнения.


В других семьях в конфликтных ситуациях, члены семьи обращаются к кому-то более мудрому, к кому-то - кому они доверяют, к кому-то кто способен им подсказать как быть и как действовать. Это может быть прабабушка или соседка, а может быть - друг семьи. Главное, что этому человеку обе стороны доверяют и они способны придерживаться совета, который он дал.
Но есть семьи, в которых конфликты копятся годами. Взаимное непонимание, неуступчивость, негативные эмоции - все это в конце концов приводит к крайне тяжелым последствиям как для членов семьи (когда прежде всего страдают дети), так и для близких - окружающих эту семью.
Есть семьи, где конфликты - обыденность и повседневность, стиль жизни... Но от него точно также страдают и стороны конфликта, и другие члены семьи.
Жить в семье, где постоянно происходят конфликты очень сложно.
Конфликты ухудшают эмоциональное состояние членов семьи. И вот уже мама находится в постоянном подавленном состоянии, папа - злится и ворчит. И даже если бабушка сама не является стороной конфликта, она испытывает не чуть не меньше негативных эмоций, чем ругающиеся мама с папой.
Конфликты разрушают отношения между людьми. И вот уже мама с папой подтверждают печально известное выражение - "от любви до ненависти - один шаг"... Папа с сыном не могут найти общий язык, несмотря на то, что совсем недавно вместе играли в футбол и жарили шашлыки... Друзья стараются не приходить в дом, родственники находят повод не придти в гости...
Конфликты "забирают" у семьи ресурсы - вдруг папа стал хуже себя чувствовать и "провалил"важное задание на работе... Вдруг маме совсем не хочется готовить для всех ужин... А пришедший из школы сын, не способен выполнять уроки... Конфликты "забирают" энергию - ту, которая могла быть потрачена на что-то позитивное на развитие и успешность семьи.
Конфликты разрушают семью в целом.
Можно ли справиться с конфликтом? Конечно!
И если члены семьи понимают, что конфликтная ситуация достигла апогея, никто не хочет уступать, а все использованные средства ни к чему не привели, нужно обратиться к профессионалу - человеку, который профессионально занимается урегулированием конфликтов. Этот человек -медиатор. А для урегулирования внутрисемейных конфликтов может быть применена процедура медиации.
Совсем недавно о медиации не было известно ни специалистам, ни простому обывателю.
Принятый в 2010 году Федеральный закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» устранил эту несправедливость.
Медиация (mediare (лат.) – посредничать) – это одна из технологий урегулирования споров во внесудебном порядке, с участием третьей стороны – медиатора. Медиатор помогает сторонам выработать определенное соглашение в конфликтной ситуации, при этом, стороны сами для себя определяют условия урегулирования спора и сами контролируют процесс проведения процедуры.
Семейная медиация – процесс, в котором независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта (в частности, родителям на грани расставания или развода) улучшить взаимодействие друг с другом и принимать приемлемые для обеих сторон осознанные решения по некоторым или всем вопросам, связанным с расставанием, разводом, детьми, а также по финансовым и иным вопросам .
Конечно, для урегулирования конфликтов, можно обратиться к психологу или к специалисту по социальной работе.
Роль медиатора отличается от роли советника или консультанта (психолога) .
Медиатор ориентирован на достижение четких соглашений между участниками спора о том, как они будут решать конкретные вопросы. Консультант больше нацелен на то, чтобы стороны конфликта лучше осознали свое поведение.
Медиатор сосредоточен на том, как люди хотели бы видеть будущее, а не на подробном анализе прошедших событий. Консультант может счесть необходимым исследовать прошлое, подробно выявить происхождение и закономерности убеждений и поведения человека.
Медиатор контролирует процесс, но не стремится открыто влиять на участников или результат. Советник часто имеет некоторое намерение повлиять на стороны в принятии решений или рассмотрении части вопросов.
Медиатор, как правило, организует переговоры между сторонами лицом к лицу и лично присутствует при этом. Советнику не обязательно видеть обе стороны одновременно.
Медиация требует от обеих сторон готовности к переговорам. Консультанты могут работать с одной из сторон, даже если вторая сторона не готова или не желает этого.
Итак, медиатор - посредник, внешний третий, который не заинтересован в конфликте и в исходе процедуры медиации. Медиатор способствует тому, чтобы стороны могли договориться, чтобы они могли слышать и слушать друг друга. Он следит за тем, чтобы стороны не "перешли в атаку". он помогает сторонам увидеть эмоции друг друга и найти те общие интересы (у членов семьи они всегда есть), которые позволяют сторонам принять верное для них решение.
В основе процедуры медиации лежит положение о том, что конфликт, выполняя негативные и позитивные функции, остается нормальным явлением. В семье важно понимание того, что конфликты - это нормальное явление для семьи, где как в маленьком государстве решаются самые разные вопросы, встречаются самые разные проблемы. Конфликты есть и будут, но важно понимать, что отношение к ним, поведение в них и их последствия - могут быть различными. Важно понимание того, что для того, чтобы семья сохранялась... не выживала, а полноценно жила, нужно уметь вовремя увидеть конфликт, а не скрывать его или затягивать его решение... Нужно конструктивно вести себя в конфликте, и стремится к его разрешению, а не завершению.
Процедура семейной медиации является конфиденциальной. Стороны не могут распространять или где-то использовать сведения, которые им стали известны в ходе процедуры медиации, если они не договорятся о том, что могут использовать и распространять эти сведения.
Процедура медиации обязательно требует присутствия всех сторон конфликта. Конечно, в семейных конфликтах, затрагиваются интересы всех членов семьи. Процедура медиации ориентирована на разрешение спора между конкретными его сторонами. Но зачастую разрешение одного конфликта, требует и разрешения других конфликтов, возникших между членами семьи. К примеру, конфликт между родителями привел к тому, что один из супругов находится не в ладу с родителями своего супруга. Разрешение конфликта между супругами - это одна процедура медиации. размещение конфликта между супругом и родителями другого супруга - это другая процедура медиации.
Процедура медиации может проводиться только тогда, когда стороны присутствуют добровольно, когда на них никто не оказывает давление, когда их не принуждают к этому. Добровольный характер процедуры медиации способствует тому, чтобы стороны приняли действительно то решение, которому будут следовать.
Процедура медиации ориентирована на выработку решения, которое бы устраивало и одну и другую сторону. В семейных конфликтах, зачастую стороны приходят в состоянии "войны", как противники - они говорят на разных языках... и только медиатор видит и слышит, что говорят они чаще всего об одном и том же.
Конечно, конфликты в семье всегда отражаются на детях - они страдают больше всех, и именно их зачастую не замечают в пылу спора конфликтующие родители. Разрешенные конфликты между родителями, в то же время не всегда приводят к разрешению конфликта между родителями или одним из родителей и ребенком. Чаще всего требуется процедура медиации и для разрешения конфликта между ребенком и родителями. И, как показывает практика, для родителей зачастую становится неожиданностью все то, что говорит ребенок - о своих переживаниях, о своем видении происходящего в семье. Урегулирование такого конфликта - становится отправной точке к истинному изменению отношений в семье.
Процедура семейной медиации может проводиться и в случае возникновения конфликта между ребенком и его родителем, когда стороны не в силах урегулировать его самостоятельно. Такие ситуации чаще всего возникают тогда, когда ребенок достиг подросткового возраста и отношения между родителям и детьми становятся более напряженными, родители и дети не всегда понимают друг друга, не всегда способны договориться... В таких ситуациях важно понимать, что речи не идет о неспособности родителя быть таковым. Наоборот, только по настоящему ответственный родитель способен во время увидеть то, что его отношениям с ребенком требуется помощь, способен обратиться за нею, например, к семейному медиатору, чтобы урегулировать конфликт и следовать договоренностям.
Особенностью процедуры урегулирования семейного конфликта является то, что непосредственные участники конфликта при выработке вариантов его урегулирования должны учитывать интересы всех заинтересованных лиц, прежде всего детей. Медиация как процесс, ориентированный на будущее, позволяет семье выстроить стратегии своего дальнейшего развития. Активное участие членов семьи в урегулировании конфликта позволяет им брать на себя ответственность за принимаемое решение, открывает возможности нахождения внутренних ресурсов семьи.
Вместе с тем, государственные органы, наблюдая за становлением института семейной медиации и отмечая ее социально значимые функции, стали устанавливать ее в качестве обязательной процедуры для урегулирования отдельных категорий споров, в некоторых случаях финансируемых за счет государственного бюджета.
Так, в Великобритании медиация является рекомендуемой государством процедурой для урегулирования семейных споров. В Англии и Уэльсе государственное финансирование семейной медиации осуществляется с марта 1997 года. Администрирует финансирование Комиссия по оказанию правовых услуг (Legal Services Commission – LSC). Семьи с низким доходом могут воспользоваться медиацией бесплатно.
В Шотландии услуги медиации для малоимущих семей оплачивает другой исполнительный орган – Scottish Executive. Минюст Англии, проводя активную кампанию, призванную стимулировать использование медиации в бракоразводных делах, считает: «Медиация – альтернатива затяжным и дорогостоящим судебным разбирательствам, когда речь идет о семейном праве. Медиация – более быстрая, дешевая и мягкая альтернатива судебному процессу, особенно когда речь идет о детях, поскольку это дает родителям возможность самостоятельно подумать об интересах ребенка не только в краткосрочной перспективе, но и в отдаленном будущем».
В Нидерландах введение процедур медиации призвано способствовать обеспечению эффективной, доступной, дешевой или бесплатной для части населения и быстрой защиты прав частных лиц, защите прав потребителей, услуг публичного сектора, обеспечению прав несовершеннолетних и иных уязвимых социальных слоев (материал с сайта http://mosmediator.narod.ru/status_mediatora/osnovi_mediatsii_posrednichestva).
В России также обсуждается возможность введения обязательной и финансируемой за счет государства семейной медиации по тем спорам, когда затрагиваются интересы ребенка.
Внедрение семейной медиации, проводимой бесплатно для семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении – инновационное направление, которое в настоящее время осуществляется только в Иркутской области.
Трехлетний опыт внедрения семейной медиации в Иркутской области позволяет сделать общие выводы.
За 2011-2013 гг. АНО «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий» было проведено 220 процедур медиации, что составило 305 сессий для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Необходимо отметить так же проблему, связанные с тем, что большинство клиентов, пришедших на процедуру медиации, не были осведомлены о том, что это за процедура и с какой целью она проводится, поэтому чаще всего родители стремились оставить специалисту своего ребенка и придти за ним позже. Далеко не каждый родитель чувствовал себя комфортно в ситуации совместного разрешения конфликта, что еще раз подтверждает наличие у обратившихся в большинстве ситуаций затянувшихся конфликтных взаимоотношений.
Из всех рассмотренных конфликтных ситуаций:
- касались проблем общения с другим родителем в ситуации раздельного проживания (при наличии вступившего в силу судебного акта) – 27 ситуаций;
- по вопросу определения порядка общения с другим родителем (досудебная договоренность либо в порядке рассмотрения дела в суде) – 18 ситуаций;
- по вопросу определения места жительства ребенка (досудебная договоренность либо в порядке рассмотрения дела в суде) – 22 ситуации;
- по спорам в связи с оказанием материальной помощи ребенку – 31 ситуация;
- отношения между родителями ребенка (либо отцом/матерью) и бабушками (ни одной ситуации с дедушками не было) – 30 ситуаций;
- из-за развода родителей и конфликтом с одним из родителей (с которым проживает ребенок либо наоборот, с которым не проживает ребенок), либо с конфликтом с бабушкой в связи с разводом родителей, либо с протестными поведенческими реакциями ребенка – 31 ситуация;
- по вопросам отношений с отчимом – 18 ситуаций;
- из-за разногласий между членами семьи (родители между собой, родители и бабушки) по поводу выбора средств воспитания ребенка (в большинстве ситуаций – выбор между физическим наказанием и иным; между стратегией запретов и дозволением) – 32 ситуации;
- из-за конфликтов в школе (однако, данные ситуации не относятся к школьной медиации в связи с отсутствием второй стороны из образовательного учреждения) – 52 ситуации;
- из-за недобросовестного отношения ребенка к учебе (прогулы в школе, отставание по программе, неудовлетворительные оценки, нежелание учиться и др.) – 67 ситуаций;
- в связи с совершением попытки суицида – 13 ситуаций;
- из-за побегов ребенка из дома – 43 ситуации;
- в связи с лживостью, по мнению родителя, ребенка – 24 ситуации;
- из-за негативных привычек ребенка (употребление алкоголя, курение) – 12 ситуаций;
- из-за воровства ребенка – 23 ситуации;
- из-за агрессивного поведения ребенка – 16 ситуаций;
- из-за гиперактивности ребенка – 9 ситуаций;
- по поводу выбора ребенком друзей – 21 ситуация;
- иные ситуации.
Несоответствие количества проведенных процедур медиации, сессий медиации и рассмотренных конфликтных ситуаций вызвано тем, что одна конфликтная ситуация может быть предметом рассмотрения на нескольких сессиях медиации, либо наоборот на одной сессии могут быть рассмотрены более одной конфликтной ситуации.
Проведение процедур семейной медиации с участием семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении позволило определить круг основных проблем, из-за которых возникают конфликты между родителями и детьми:
- из-за преобладающего авторитарного стиля воспитания, используемого родителями и дающего определенный эффект в доподростковом возрасте и дальнейшем нежелании родителей принять и попробовать понять повзрослевшего ребенка;
- из-за негативного эмоционального настроя родителей, когда родители свои отрицательные эмоции, полученные на работе, в других сферах (материальные, бытовые проблемы), «несут» домой и перекладывают на своих детей;
- из-за проблем в школе, в которых родители занимают роль стороннего наблюдателя (начиная с младших классов), что в итоге приводит к нежеланию подростка учиться;
- из-за нарушения эмоционального контакта между родителями и детьми, что в итоге приводит к компьютерной зависимости ребенка, уходам из дома, постоянным пребыванием в компании друзей, на улице;
- из-за недостатка внимания со стороны родителей («Она все время только разговаривает по телефону и орет на меня!»);
- манипуляции детьми в бракоразводных процессах, при разделе имущества, что в итоге приводит к манипулятивному поведению со стороны ребенка;
- создание родителем «новой» семьи, в которой не находится места ребенку;
- перекладывание «родительских» обязанностей на бабушек и дедушек, что создает условия комфортности и для родителей, и для детей, и для бабушек, дедушек до тех пор, пока ребенок не становится подростком, в подростковом возрасте ребенок не принимает такую позицию родителя, и начинает выражать протесты и в отношении родителей, и в отношении бабушек, дедушек.
Проведение процедур медиации показало их востребованность и необходимость для несовершеннолетних и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Разрешение одного спорного момента позволяет всем членам семьи проанализировать другие разногласия, взаимоотношения в семье в целом; родители приобретают навыки эффективного общения с детьми, а дети стараются лучше понимать своих родителей. В процессе и по окончанию процедуры семьи поддерживают связь с медиатором по телефону, обсуждая наиболее острые вопросы, делясь успехами в самостоятельном разрешении спорных вопросов. Часто разрешив ситуацию в своей семье, родители и дети обращаются в центр повторно для разрешения конфликтов с учителями, другими родственниками; рекомендуют медиацию своим родственникам, друзьям и знакомым.

 

Садовникова М.Н.. к.ю.н.,
директор Иркутского центра медиации,
член экспертного совета при
Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области,
Архипкина А.С., к.э.н., директор Первой Иркутской служба медиации,
член экспертного совета при
Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области

Наши публикации (2)

Подводим итоги!

2016 год подходит к концу. Хочется подводить итоги. И это мы обязательно сделаем. но пока позвольте представить вам нашу работу второго полугодия уходящего года. 

Подробнее:

применение медиативных технологий в детском саду. опыт наших учеников

Слушатели, прошедшие обучение медиативным технологиям в нашем центре, делятся своим опытом. Этот опыт имеет особое значение для нас, поскольку речь идет о разработанной авторской методики Садовниковой Марианны Николаевны - технологии медиационных решений "Лестница в будущее".

Подробнее:

Стандарты восстановительной медиации Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.

Настоящие стандарты разработаны в качестве руководства и источника информациидля медиаторов, руководителей и специалистов служб примирения и органов управле-ния различных ведомств, а также других специалистов и организаций, заинтересованныхв развитии восстановительной медиации в России.

Подробнее:

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Конфликтные ситуации происходят среди учащихся очень часто. Этот факт подтверждается, статистикой правонарушений и преступлений, а так же материалами опросов старших школьников. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на четвертом – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия.

Подробнее:

Медиативные технологии и дружественное к ребенку правосудие: региональные аспекты (на примере Иркутской области)

Впервые термин "дружественное к ребенку правосудие" раскрыт в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система судопроизводства в отношении детей, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение...

Подробнее:

Значимость использования медиативных технологий специалистом системы профилактики в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Значимость использования медиативных технологий специалистом системы профилактики в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Подробнее:

Интервью эксперта

Занимаясь уже более 15 лет вопросами детского неблагополучия, замечаю, что решение большинства проблем у нас осуществляется через "устранение негативных последствий". Каждая отдельно взятая ситуация детского неблагополучия требует "...своевременности реагирования, изучения причин и условий, которые способствовали ее наступлению...". За "сухими" формулировками - действенный механизм, который может позволить изменить ситуацию, при грамотном и профессиональном подходе.

Подробнее:

Медиация для детей. Калейдоскоп конфликта!

Каждому ребенку приходилось сталкиваться с конфликтом. Конфликты часто возникают с родителями, с братьями и сестрами, с бабушками и дедушками, в школе – с учителями, другими ребятами, частенько ссорятся ребята и со своими друзьями и подругами.

Подробнее:

Деятельность Фонда «ЮВЕНТА» и АНО «Иркутский центр медиации» в защите прав ребенка: внедрение инновационных технологий в работу с несовершеннолетними в Иркутской области

Проведение социальных процедур медиации с участием несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении в Иркутской области

Подробнее:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Актуальность создания служб школьной медиациив образовательных организациях

Подробнее:

Медиация в системе здравоохранения ИЛИ Кому от этого лучше??

По данным социологических опросов, с некачественными медицинскими услугами сталкиваются до половины граждан, обращающихся за медицинской помощью. Но обращаются за защитой своих прав - единицы.Однако, все больше в последние годы становится и судебных исков против лечебных учреждений. Претензии пациентов по поводу нарушения их прав разнообразны.

Подробнее:

Проблемы организации первичной медицинской помощи в образовательных учреждениях. ИЛИ "ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ..."

Будучи тренерами, профессиональными медиаторами, психологами - команда АНО "Иркутский центр медиации" во уже в течении трех лет аккумулирует информацию о различных проблемных ситуациях, возникающих вокруг детей...В последнее время все чаще и чаще мы стали слышать рассказы мам, бабушек о том, как их ребенка, которому требовалась срочная медицинская помощь, просто отправили из школы домой... Уже дома. вызвав скорую помощь, родители стали осознавать чем все могло закончится, не окажись их дома... не позвони им вовремя ребенок...

Подробнее:

Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиации

Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиацииВсе семьи разные, но все они одинаковы тем, что в каждой случаются конфликты. В одних семьях с конфликтами справляются самостоятельно. К примеру, когда мама и папа способны все обсудить и выяснить. Когда они могут не повышая голоса, сказать друг другу о том, что они чувствуют. А потом, они имеют возможности для принятия совместного решения и для его выполнения.

Подробнее:

МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Аннотация к статье: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия детей и специалистов, работающих с ними. Аргументируется необходимость конструктивного подхода во взаимодействии с детьми и востребованность использования навыков применения медиативных технологий при общении с ним. Обосновывается актуальность применения процедуры квазимедиации сотрудниками системы профилактики для урегулирования возникающих конфликтов.

Подробнее:

Неконструктивное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями: проблемы индивидуальной профилактической работы

Неконструктивное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями: проблемы индивидуальной профилактической работыНегативные тенденции повторной преступности несовершеннолетних , актуализируют потребность определения причин такой ситуации и разработки адекватных мер, направленных на их нейтрализацию.

Подробнее:

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация к статье: в статье рассматриваются тенденции преступности несовершеннолетних на современном этапе, анализируются причины роста повторной преступности несовершеннолетних. Аргументируется необходимость адекватного реагирования на преступность несовершеннолетних посредством внедрения инновационных технологий, в частности медиативных технологий. Обосновывается их актуальность и востребованность применения, приводятся данные, доказывающие эффективность применения медиативных технологий в работе с несовершеннолетними осужденными к лишению свободы.

Подробнее:

Технологии профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Статья посвящена технологиям профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Авторы выделяют основные задачи индивидуальной профилактики. Особое внимание обращено к технологии «психобокс», способной решить эти задачи.Ключевые слова: суицидальное поведение; профилактика; несовершеннолетние; технология «психобокс».

Подробнее:

МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (часть 1)

Садовникова Марианна НиколаевнаМесто работы: кафедра уголовного права ЮИ ИГУНаучная степень, научное звание: кандидат юридических наук Должность: доцент кафедры уголовного права ЮИ ИГУ

Подробнее:

Деятельность Фонда «ЮВЕНТА» и АНО «Иркутский центр медиации» в защите прав ребенка: внедрение инновационных технологий в работу с несовершеннолетними в Иркутской области (продолжение)

«… Защищать права детей можно по-разному… Эффективно и не очень… Можно создавать сложные государственные механизмы, а можно просто оказывать внимание тем детям, кто его обделен… » М. Садовникова

Подробнее:

Copyright  ©  2016  Иркутский Молодежный фонд правозащитников "ЮВЕНТА" 
Сайт создан в рамках реализации социально значимого проекта «Право на справедливое правосудие. Создание комплексной системы защиты и обеспечения прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015г. № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "Гражданское достоинство" (http://civildiginity.ru).