+7 (3952) 747-786
+7 (3952) 747-735

 

Аннотация к статье: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия детей и специалистов, работающих с ними. Аргументируется необходимость конструктивного подхода во взаимодействии с детьми и востребованность использования навыков применения медиативных технологий при общении с ним. Обосновывается актуальность применения процедуры квазимедиации сотрудниками системы профилактики для урегулирования возникающих конфликтов.


Annotation to the article: this article is devoted to the problems of cooperation between children and specialists working with them. It is also stressed that there is a high necessity for the constructive approach to the cooperation with children and a strong demand for the use of mediation techniques in communication with them. The author proves the relevance of use of the quasi-mediation procedure by the specialists of the system preventing committing the crime for the regulation of arising conflicts.

Ключевые слова: медиация; медиативные технологии; дети.
Key terms: mediation; mediation techniques; children.

Тип статьи: научная статья.


MEDIATION AND MEDIATION TECHNIQUES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ FOR CHILDREN
Sadovnikova, Marianna Nikolayevna
Annotation: The article examines the problems of interaction of employees of the prevention system with juvenile offenders in the process of their professional activities. It is argued the need for a constructive approach in interaction with the juvenile offender and the demand for the use of mediation skills in communicating with him. Urgency of implementation the procedure of quasi-mediation by an employee of the prevention system for resolving conflicts is justified.
Key words: juvenile delinquency prevention; juvenile convict; juvenile delinquency; mediation; mediation techniques, an employee of the prevention system for juvenile delinquency.
Article Type: scientific article.

Негативные явления (рост суицидов и суицидальных попыток, агрессия, насилие, преступность, уход в секты и др.), имеющие место в подростковой среде, свидетельствуют о необходимости изменения подходов к работе с детьми.
Такая ситуация, по нашему мнению, вызвана целой совокупностью причин, к числу которых относятся:
- отсутствие единой государственной политики, направленной на ориентирование специалистов на конечный результат работы с детьми в виде психологического здоровья ребенка, его социальной зрелости и способности выстраивать свою дальнейшую самостоятельную жизнь;
- несоответствие используемых мер педагогического воздействия специфике существующих вокруг современного подростка проблем;
- недостаточность у специалистов навыков, основанных на знании психологических особенностей современных детей, понимании механизмов возможного воздействия на них;
- отсутствие личностно центрованного подхода в работе с подростком;
- отсутствие у специалистов необходимых навыков для конструктивного взаимодействия с ребенком, сотрудничества с целью оказания содействия в разрешении возникающих вокруг него проблем;
- преобладание таких средств воздействия на подростков как устрашение, запугивание, давление, манипулирование, морализирование, формирующих сиюминутный эффект; такие средства чаще всего в последствии приводят к обратным реакциям;
- недостаточность позитивного взаимодействия с семьей и ближайшим окружением подростка, отсутствие сотрудничества с семьей в вопросах воздействия на ребенка.
Совокупность обозначенных причин и их результат в виде комплекса неблагополучия вокруг современных подростков требует принятия решений, ориентированных на внедрение инновационных технологий в работу с детьми. К числу инновационных технологий, относятся медиативные технологии.
Внедрение института медиации в Российской Федерации активными темпами началось с 2011 года, что связано со вступлением в силу Федерального Закона № 193 - ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Законодательные, доктринальные дефиниции понятий «медиативный подход» и «медиативные технологии» отсутствуют.
Сложившаяся практика реализации процедур медиации, обучения медиации и медиативным технологиям, позволяет сформулировать определение терминов «медиативный подход» и «медиативные технологии».
Медиативный подход в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации – использование инструментов и технологий медиации, направленных на конструктивное общение и разрешение конфликтов, возникающих в деятельности сотрудников различных органов и учреждений с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Институт медиации является новым для российской действительности, но государственная политика ориентирует специалистов на использование медиации и медиативных технологий в работе с несовершеннолетними.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы.
В соответствии с данным документом в России предполагается развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, а также организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях.
Опыт внедрения медиации и медиативных технологий в работу специалистов, занимающихся несовершеннолетними, позволяет сделать следующие выводы.
Медиативные технологии могут быть использованы специалистами, работающими с несовершеннолетними с целью предупреждения конфликтных ситуаций возникающих между специалистом и подростком; снижения агрессивности (психической, словесной) подростка; выстраивания конструктивных отношений с несовершеннолетним; улучшения взаимопонимания между несовершеннолетним и специалистом; урегулирования конфликтов, возникающих с участием несовершеннолетнего (в школе, в группе сверстников, в семье и т.д.). Представляется, что использование медиативных технологий сотрудниками государственных и муниципальных органов и учреждений, позволит, во-первых, на более ранних стадиях диагностировать конфликты, во-вторых, способствовать более конструктивному их разрешению, поскольку эффективность деятельности третьей стороны в урегулировании затяжного конфликта является более низкой, чем это имеет место в случае скоротечного конфликта. Кроме того, специалисты могут осуществлять процедуры «квазимедиации», когда при использовании медиативных технологий проводится процедура примирения, которая отличается тем не менее от медиации, рядом характеристик.
В рамках программы «Точка опоры» Автономной некоммерческой организаций «Иркутский межрегиональный центр образовательных и медиационных технологий» реализуется комплекс мероприятий, направленных на внедрение медиации и медиативных технологий в работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, а также в работу с замещающими семьями.
Проект Иркутского центра медиации «Каждому равные возможности в защите своих прав: кабинет медиатора», поддержанн Институтом проблем гражданского общества. При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-РП.
В рамках проекта проводятся бесплатные процедуры медиации для замещающих семей, а также для несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
Иркутский центр медиации предлагает бесплатно следующие виды процедур медиации: семейная медиация, школьная медиация, восстановительная медиация.
Семейная медиация…
В соответствии с Кодексом деятельности по семейной медиации Коллегии семейных медиаторов Соединенного Королевства, семейная медиация – это процесс в котором незаинтересованное третье лицо помогает сторонам, вовлеченным в процесс развода или разрыва семейных отношений эффективнее общаться друг с другом, приходя на основании объективной информации к согласованным решениям, касающимся некоторых, или всех вопросов: разрыва отношений, развода, детей, финансов, имущества.
Семейную медиацию также определяют как процесс, в котором независимое третье лицо помогает участникам семейного конфликта улучшить взаимодействие друг с другом и принимать для обеих сторон осознанные решения по некоторым или всем вопросам, связанным с расставанием, разводом, детьми, а также по финансовым или имущественным вопросам.
Большинство обратившихся на процедуры медиации семей, обращаются именно по вопросам внутрисемейных конфликтов (около 95% случаев). Это объясняется, с одной стороны, тем, что для близких людей более значимым является выяснение ситуации и разрешение разногласий, больше перспектив успешности именно у семейной медиации. С другой стороны, конфликтов в иных сферах вокруг ребенка (например, в образовательных или социальных учреждениях) не меньше (чаще всего это выясняется в ходе проведения семейной медиации), однако либо их значение умаляется взрослыми, либо такие конфликты скрываются.
Школьная медиация …
Школьную медиацию определяют как процесс, в котором независимое третье лицо помогает конфликтующим участникам образовательного процесса (ученики между собой; ученики и учителя; учителя и родители; родители одних детей и родители других детей; учителя и представители администрации образовательного учреждения) понять друг друга, улучшить взаимодействие и принять взаимоприемлемое решение в возникшем конфликте.
Процедуры школьной медиации «ученик-ученик» проходят быстро и эффективно, так как дети открыты и искренни в проявлении своих эмоций. Другое дело, если конфликт касается учителя и ученика, то здесь учителя занимают оборонительную позицию: «Это вы с ним что-нибудь сделайте, со мной-то все в порядке».
Восстановительная медиация …
Восстановительная медиация касается урегулирования конфликтов между несовершеннолетним правонарушителем и жертвой (потерпевшим или иным лицом). Значение восстановительной медиации определяется спецификой совершения правонарушений несовершеннолетними. Чаще всего правонарушения совершаются в отношении знакомых людей (сверстники, одноклассники, соседи и т.д.), либо в отношении лиц, проживающих в одном населенном пункте (на той же улице, в том же доме), с которыми предстоит общаться или сталкиваться в дальнейшем. «Иркутский центр медиации» предлагает услуги проведения процедур восстановительной медиации уже после вынесения приговора суда в отношении несовершеннолетнего совершившего преступление. Восстановительная медиация проводится как до, во время, так и после вынесения меры воздействия в отношении несовершеннолетнего правонарушителя Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Во всех этих случаях рассмотрение совершенного правонарушения со стороны официальных структур не разрешает конфликта как такового. Чаще всего конфликтные отношения между несовершеннолетним правонарушителем и жертвой продолжаются, видоизменяясь, вовлекая новых третьих лиц, накаляясь и вновь превращаясь в правонарушение.
Иркутская область является первым регионом в Российской Федерации, где осуществляется оказание услуг проведения медиации несовершеннолетним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении на безвозмездной основе алгоритма взаимодействия органов власти и некоммерческой организации.

 

Садовникова М. Н.

Наши публикации (2)

Подводим итоги!

2016 год подходит к концу. Хочется подводить итоги. И это мы обязательно сделаем. но пока позвольте представить вам нашу работу второго полугодия уходящего года. 

Подробнее:

применение медиативных технологий в детском саду. опыт наших учеников

Слушатели, прошедшие обучение медиативным технологиям в нашем центре, делятся своим опытом. Этот опыт имеет особое значение для нас, поскольку речь идет о разработанной авторской методики Садовниковой Марианны Николаевны - технологии медиационных решений "Лестница в будущее".

Подробнее:

Стандарты восстановительной медиации Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.

Настоящие стандарты разработаны в качестве руководства и источника информациидля медиаторов, руководителей и специалистов служб примирения и органов управле-ния различных ведомств, а также других специалистов и организаций, заинтересованныхв развитии восстановительной медиации в России.

Подробнее:

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Конфликтные ситуации происходят среди учащихся очень часто. Этот факт подтверждается, статистикой правонарушений и преступлений, а так же материалами опросов старших школьников. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на четвертом – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия.

Подробнее:

Медиативные технологии и дружественное к ребенку правосудие: региональные аспекты (на примере Иркутской области)

Впервые термин "дружественное к ребенку правосудие" раскрыт в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система судопроизводства в отношении детей, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение...

Подробнее:

Значимость использования медиативных технологий специалистом системы профилактики в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Значимость использования медиативных технологий специалистом системы профилактики в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Подробнее:

Интервью эксперта

Занимаясь уже более 15 лет вопросами детского неблагополучия, замечаю, что решение большинства проблем у нас осуществляется через "устранение негативных последствий". Каждая отдельно взятая ситуация детского неблагополучия требует "...своевременности реагирования, изучения причин и условий, которые способствовали ее наступлению...". За "сухими" формулировками - действенный механизм, который может позволить изменить ситуацию, при грамотном и профессиональном подходе.

Подробнее:

Медиация для детей. Калейдоскоп конфликта!

Каждому ребенку приходилось сталкиваться с конфликтом. Конфликты часто возникают с родителями, с братьями и сестрами, с бабушками и дедушками, в школе – с учителями, другими ребятами, частенько ссорятся ребята и со своими друзьями и подругами.

Подробнее:

Деятельность Фонда «ЮВЕНТА» и АНО «Иркутский центр медиации» в защите прав ребенка: внедрение инновационных технологий в работу с несовершеннолетними в Иркутской области

Проведение социальных процедур медиации с участием несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении в Иркутской области

Подробнее:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Актуальность создания служб школьной медиациив образовательных организациях

Подробнее:

Медиация в системе здравоохранения ИЛИ Кому от этого лучше??

По данным социологических опросов, с некачественными медицинскими услугами сталкиваются до половины граждан, обращающихся за медицинской помощью. Но обращаются за защитой своих прав - единицы.Однако, все больше в последние годы становится и судебных исков против лечебных учреждений. Претензии пациентов по поводу нарушения их прав разнообразны.

Подробнее:

Проблемы организации первичной медицинской помощи в образовательных учреждениях. ИЛИ "ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ..."

Будучи тренерами, профессиональными медиаторами, психологами - команда АНО "Иркутский центр медиации" во уже в течении трех лет аккумулирует информацию о различных проблемных ситуациях, возникающих вокруг детей...В последнее время все чаще и чаще мы стали слышать рассказы мам, бабушек о том, как их ребенка, которому требовалась срочная медицинская помощь, просто отправили из школы домой... Уже дома. вызвав скорую помощь, родители стали осознавать чем все могло закончится, не окажись их дома... не позвони им вовремя ребенок...

Подробнее:

Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиации

Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиацииВсе семьи разные, но все они одинаковы тем, что в каждой случаются конфликты. В одних семьях с конфликтами справляются самостоятельно. К примеру, когда мама и папа способны все обсудить и выяснить. Когда они могут не повышая голоса, сказать друг другу о том, что они чувствуют. А потом, они имеют возможности для принятия совместного решения и для его выполнения.

Подробнее:

МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Аннотация к статье: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия детей и специалистов, работающих с ними. Аргументируется необходимость конструктивного подхода во взаимодействии с детьми и востребованность использования навыков применения медиативных технологий при общении с ним. Обосновывается актуальность применения процедуры квазимедиации сотрудниками системы профилактики для урегулирования возникающих конфликтов.

Подробнее:

Неконструктивное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями: проблемы индивидуальной профилактической работы

Неконструктивное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями: проблемы индивидуальной профилактической работыНегативные тенденции повторной преступности несовершеннолетних , актуализируют потребность определения причин такой ситуации и разработки адекватных мер, направленных на их нейтрализацию.

Подробнее:

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация к статье: в статье рассматриваются тенденции преступности несовершеннолетних на современном этапе, анализируются причины роста повторной преступности несовершеннолетних. Аргументируется необходимость адекватного реагирования на преступность несовершеннолетних посредством внедрения инновационных технологий, в частности медиативных технологий. Обосновывается их актуальность и востребованность применения, приводятся данные, доказывающие эффективность применения медиативных технологий в работе с несовершеннолетними осужденными к лишению свободы.

Подробнее:

Технологии профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Статья посвящена технологиям профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Авторы выделяют основные задачи индивидуальной профилактики. Особое внимание обращено к технологии «психобокс», способной решить эти задачи.Ключевые слова: суицидальное поведение; профилактика; несовершеннолетние; технология «психобокс».

Подробнее:

МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (часть 1)

Садовникова Марианна НиколаевнаМесто работы: кафедра уголовного права ЮИ ИГУНаучная степень, научное звание: кандидат юридических наук Должность: доцент кафедры уголовного права ЮИ ИГУ

Подробнее:

Деятельность Фонда «ЮВЕНТА» и АНО «Иркутский центр медиации» в защите прав ребенка: внедрение инновационных технологий в работу с несовершеннолетними в Иркутской области (продолжение)

«… Защищать права детей можно по-разному… Эффективно и не очень… Можно создавать сложные государственные механизмы, а можно просто оказывать внимание тем детям, кто его обделен… » М. Садовникова

Подробнее:

Copyright  ©  2016  Иркутский Молодежный фонд правозащитников "ЮВЕНТА" 
Сайт создан в рамках реализации социально значимого проекта «Право на справедливое правосудие. Создание комплексной системы защиты и обеспечения прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015г. № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "Гражданское достоинство" (http://civildiginity.ru).