Неконструктивное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями: проблемы индивидуальной профилактической работы
Негативные тенденции повторной преступности несовершеннолетних , актуализируют потребность определения причин такой ситуации и разработки адекватных мер, направленных на их нейтрализацию.
Неэффективное индивидуальное воздействие специалиста на правонарушителя вызвано совокупностью следующих обстоятельств: неконструктивное либо деструктивное взаимодействием с ним; формальный подход к выполнению своих функций; сохранение карательного подхода к работе с несовершеннолетним; игнорированием проблем несовершеннолетнего; игнорированием индивидуальных и возрастных психологических особенностей несовершеннолетнего.
Неконструктивном взаимодействии специалиста с несовершеннолетним правонарушителем, выражается в следующем: в изначальном негативном эмоциональном настрое к несовершеннолетнему правонарушителю; в снисходительном отношении, менторском отношении (категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения); в формализованном взаимодействии специалиста с несовершеннолетним правонарушителем, когда специалист выполняет определенные функции, возложенные на него, с целью выполнения этих функций, не стремясь к достижению общего результата – предупреждению совершения несовершеннолетним преступлений; в стереотипности мышления в отношении несовершеннолетнего правонарушителя/его ситуации, семьи, ближайшего бытового окружения («им нельзя верить, все равно обманут», «семья несовершеннолетнего правонарушителя несостоятельна в воспитании ребенка» и др.); в формировании суждений о несовершеннолетнем/его ситуации на основе мнений, а не фактов при отсутствии стремление к выяснению более объективной ситуации о несовершеннолетнем; в стремлении специалиста при взаимодействии укрепить свою позицию: обращение к другим специалистам для подтверждения своей правоты; подкрепление своей позиции авторитетным мнением и др.; в оценивании несовершеннолетнего как личности; в манипулировании несовершеннолетним (утаивание информации; обман или попытка обмана; искажение информации в удобную для себя сторону и др.; игра «в плохого и хорошего полицейского»); и т.д.).
Опыт многолетней работы с несовершеннолетними правонарушителями, их родителями, опыт тренинговой работы со специалистами системы профилактики преступности несовершеннолетних, результаты анкетирования всех этих групп , подтверждают выше обозначенные проблемы взаимодействия специалиста с несовершеннолетним правонарушителем и позволяют сделать следующий вывод.
Причиной повторной преступности несовершеннолетних, по нашему мнению, в большей степени является неэффективность применения уголовных наказаний и индивидуальной профилактической работы вызванные отсутствием конструктивного взаимодействия между специалистом и несовершеннолетним правонарушителем, что, в конечном счете, приводит к непринятию и отторжению несовершеннолетним любой работы с ним и любой информации, которая идет от специалиста.
Садовникова Марианна Николаевна
Юридический институт ИГУ, г. Иркутск
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.