+7 (3952) 747-786
+7 (3952) 747-735

 

Статья посвящена технологиям профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Авторы выделяют основные задачи индивидуальной профилактики. Особое внимание обращено к технологии «психобокс», способной решить эти задачи.
Ключевые слова: суицидальное поведение; профилактика; несовершеннолетние; технология «психобокс».

 

Проблема самоубийств была актуализирована на мировом уровне в 1999 г., когда Всемирная организация здравоохранения выступила с глобальной инициативой профилактики самоубийств. Начиная с 2003 г. наша страна стала лидером по числу самоубийств среди несовершеннолетних (8–10-е места) [5, c. 8]. В мае 2013 г. на шестьдесят шестой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения был утвержден первый в исто-рии План действий в области психического здоровья ВОЗ [9, с. 1]. По данным ВОЗ, среди причин смерти молодых людей (в возрасте 15–29 лет) в мировом масштабе самоубийства занимают второе место [9, с. 1].
Однако, вопреки распространенному мнению, Россия НЕ стоит на первом месте по количеству детско-подростковых самоубийств, и последние годы ситуация улучшается, хотя по-прежнему остается тревожной: так, число самоубийств, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 0–17 лет в 2009 г. составило 985 завершенных попыток (4,3 случая на 100 тыс. несовершеннолетних), а к 2013 сократилось – 690 завершенных попыток (2,8 случая на 100 тыс. несовершеннолетних) [1] . Для Иркутской области проблема также остается по-прежнему актуальной: согласно статистике ГУ МВД России по Иркутской области в 2014 г. имели место 115 фактов детских суицидов, из них со смертельным исхо-

дом – 28 [4].
Первые научные контексты осмысления проблемы суицидов были заложены Эмилем Дюркгеймом в книге «Самоубийство: социологический этюд», выпущенной в 1987 г. Концептуализировав самоубийство как социальный феномен, Эмиль Дюркгейм стремился доказать, что оно имеет социальные, а не психологические причины. В начале ХХ века австрийский психиатр Зигмунд Фрейд создал первую психологическую теорию суицида. В ней он подчеркнул роль агрессии, направленной на самого себя. В своем труде «Печаль и меланхолия» он пишет, что нена-висть к самому себе, наблюдаемая при депрессиях, возникает как гнев по отношению к любимому человеку, который субъекты направляют назад против самих себя [7].

Современная суицидология , имеющая возможность использовать научные разработки различных дисциплин, признает как социальные, так и психологические факторы суицида (кроме того, существуют психиатрические, философские, морально-этические и другие концепции, задающие свои контексты).

Так, мы говорим о том, что только комплексное влияние нескольких причин сразу может привести подростка к суицидальному поведению.

Изучив литературу, посвященную исследованиям феномена суицидального поведения, мы заметили, что многие авторы сходятся в том, что акт суицида всегда сопровождается двумя феноменами: конфликтной ситуацией и аутоагрессией:

 Исследователи К. Г. Эрдынеева, В. П. Филиппова отмечают, что во всех диагностических категориях суицидального поведения решающее значение имеет конфликт. Конфликт называется внутренним (интраперсональным), если обе его стороны располагаются как бы внутри личности. В отличие от этого, при внешнем (интерперсональном) конфликте одна из составляющих его тенденций располагается вне личности и представляет собой элемент внешней ситуации, препятствующий удовлетворению потребности (запрет, приказ, требование и т. д.) [7].

Саморазрушительное поведение в современном мире может выступать в различных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.) [2].
Однако аутоагрессивное или агрессивное поведение, которое проявляется в хулиганстве (выпрыгнул с окна 2-го этажа в сугроб, кинул бомбочку в товарища, прыгал по ледяным лужам и пр.), зачастую не есть сигнал того, что ребенок хочет навредить себе. Современная девиантология не выносит аутоагрессивное поведение за границы гомеостаза: Е. В . Змановская отмечает, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии – дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией – одна из труднейших психологических задач вообще [2].

 


Для поколения, выросшего без компьютерных игр, а главное, без страха остаться на улице без взрослых, известными являются такие уличные игры, как «Казаки-разбойники», «Вышибало», «Цепи кованы», «Царь горы» и др. В этих играх есть сторона нападения и сторона защиты, а также негласно разрешены жестокость и насилие, если они не выходят за рамки допустимого . Возможно, существование таких игр демонстрирует нам тезис о том, что конфликты и аутоагрессия – нормальные явления, если не выходят за рамки социально-приемлемых актов. И необходимо давать детям возможность научиться самостоятельно справляться с ситуациями конфликта и осознавать агрессию (именно осознавать, а не проявлять или выплескивать, как многие ошибочно полагают), однако в условиях заранее оговоренных правил и под наблюдением специалистов.

В связи с вышеуказанными обоснованиями, выделим основные задачи, которые, на наш взгляд, должна решить адресная профилактика суицидального поведения подростков:
1. Научить подростка справляться с конфликтами конструктивными способами.

Для этого ребенку необходимо: а) понимать, что конфликты бывают разными (между людьми, между группами людей, внутренние и т. д.); б) понимать, что конфликт является нормальной составляющей жизни всех людей (хотя порой детям кажется, что успешные, красивые, богатые, общительные люди не сталкиваются с такими проблемами); в) уметь конструктивно разрешать конфликты.

2. Научить подростка справляться с собственной агрессией.
Для этого необходимо: а) помочь подростку осознать собственную агрессию (понять истоки, формы, в которой она существует конкретно для него); б) научить подростка механизмам совладения с собственной агрессией, в том числе и аутоагрессией (не обучить теории через тренинги, а дать пережить ему практический опыт, в котором он сможет научиться применять на практике данные механизмы).
Одной из возможных технологий, способной справиться с данными задачами, является технология «психобокс», которая применяется во Франции уже более 35 лет. При методической поддержке основателя психобокса Ришара Эльбрюнна Фонд «Ювента» на протяжении 2015 г. занимался апробированием на территории Ангарской воспитательной колонии данной технологии. Однако необходимо отметить, что российская действительность (другая система образования, другие модели воспитания в семье, другой уровень жизни и другие ценности) привела нас к необходимости корректировать данную технологию. Так, обученные специалисты в ходе апробирования адаптировали технологию под отечественную практику психологии.



Психобокс имеет в своей основе сочетание психотерапии и бокса в облегченном варианте, когда используются только руки, а наносимые удары не должны причинять вреда и боли (физической). Психобокс – это борьба при смягченных ударах, которая длится 1,5 мин. Сеанс психобокса состоит из двух составляющих – самого боя и его обсуждения. Итогом психобокса является умение управлять своей агрессией.

Психобокс как технология может быть адресован различным категориям несовершеннолетних, в том числе тем, кто проявляет либо проявлял аутоагрессию: прямую (кто делал попытки суицида, кто занимается членовредительством) и непрямую (алкогольная, наркотическая зависимость, провоцирование драк с тем, чтобы причинить себе боль и др.).

Проведением сеансов психобокса могут заниматься только обученные данной методике специалисты. Основатель данной методики Ришар Эльбрюнн придает большое значение двум критериям. Первый вариант – обучаться может либо тот специалист, который владеет на самом элементарном уровне боевыми искусствами и при этом имеет психологическое образование. Второй вариант – два обучавшихся специалиста, один из которых имеет навыки ведения боя, а второй – является психологом. Психобокс проводит психобоксер. А второй специалист, наблюдатель, как супервизор: он и видит то, что происходит во время сеанса психобокса, и пытается понять то, что чувствует клиент, и испытывает определенные эмоции сам, которые также относятся к тому, что он увидел.

Опыт проведения сеансов психобокса в Ангарской воспитательной колонии пока еще недостаточный для проведения комплексных исследований, однако и на данном этапе отмечается прогресс: улучшение эмоционального фона, осужденные начинают понимать, что агрессия может быть контролируемой.

Так, технология психобокса, завоевавшая авторитет во Франции как психотерапевтический метод осознания собственной агрессии, на наш взгляд, может применена и в российской практике и использоваться для профилактики суицидального поведения подростков.

© Садовникова М. Н., Климова М. В., 2015

Наши публикации (2)

Подводим итоги!

2016 год подходит к концу. Хочется подводить итоги. И это мы обязательно сделаем. но пока позвольте представить вам нашу работу второго полугодия уходящего года. 

Подробнее:

применение медиативных технологий в детском саду. опыт наших учеников

Слушатели, прошедшие обучение медиативным технологиям в нашем центре, делятся своим опытом. Этот опыт имеет особое значение для нас, поскольку речь идет о разработанной авторской методики Садовниковой Марианны Николаевны - технологии медиационных решений "Лестница в будущее".

Подробнее:

Стандарты восстановительной медиации Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.

Настоящие стандарты разработаны в качестве руководства и источника информациидля медиаторов, руководителей и специалистов служб примирения и органов управле-ния различных ведомств, а также других специалистов и организаций, заинтересованныхв развитии восстановительной медиации в России.

Подробнее:

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Конфликтные ситуации происходят среди учащихся очень часто. Этот факт подтверждается, статистикой правонарушений и преступлений, а так же материалами опросов старших школьников. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на четвертом – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия.

Подробнее:

Медиативные технологии и дружественное к ребенку правосудие: региональные аспекты (на примере Иркутской области)

Впервые термин "дружественное к ребенку правосудие" раскрыт в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система судопроизводства в отношении детей, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение...

Подробнее:

Значимость использования медиативных технологий специалистом системы профилактики в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Значимость использования медиативных технологий специалистом системы профилактики в ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей

Подробнее:

Интервью эксперта

Занимаясь уже более 15 лет вопросами детского неблагополучия, замечаю, что решение большинства проблем у нас осуществляется через "устранение негативных последствий". Каждая отдельно взятая ситуация детского неблагополучия требует "...своевременности реагирования, изучения причин и условий, которые способствовали ее наступлению...". За "сухими" формулировками - действенный механизм, который может позволить изменить ситуацию, при грамотном и профессиональном подходе.

Подробнее:

Медиация для детей. Калейдоскоп конфликта!

Каждому ребенку приходилось сталкиваться с конфликтом. Конфликты часто возникают с родителями, с братьями и сестрами, с бабушками и дедушками, в школе – с учителями, другими ребятами, частенько ссорятся ребята и со своими друзьями и подругами.

Подробнее:

Деятельность Фонда «ЮВЕНТА» и АНО «Иркутский центр медиации» в защите прав ребенка: внедрение инновационных технологий в работу с несовершеннолетними в Иркутской области

Проведение социальных процедур медиации с участием несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении в Иркутской области

Подробнее:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Актуальность создания служб школьной медиациив образовательных организациях

Подробнее:

Медиация в системе здравоохранения ИЛИ Кому от этого лучше??

По данным социологических опросов, с некачественными медицинскими услугами сталкиваются до половины граждан, обращающихся за медицинской помощью. Но обращаются за защитой своих прав - единицы.Однако, все больше в последние годы становится и судебных исков против лечебных учреждений. Претензии пациентов по поводу нарушения их прав разнообразны.

Подробнее:

Проблемы организации первичной медицинской помощи в образовательных учреждениях. ИЛИ "ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ..."

Будучи тренерами, профессиональными медиаторами, психологами - команда АНО "Иркутский центр медиации" во уже в течении трех лет аккумулирует информацию о различных проблемных ситуациях, возникающих вокруг детей...В последнее время все чаще и чаще мы стали слышать рассказы мам, бабушек о том, как их ребенка, которому требовалась срочная медицинская помощь, просто отправили из школы домой... Уже дома. вызвав скорую помощь, родители стали осознавать чем все могло закончится, не окажись их дома... не позвони им вовремя ребенок...

Подробнее:

Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиации

Семейная медиация: понятие, основные характеристики, обзор процедур медиацииВсе семьи разные, но все они одинаковы тем, что в каждой случаются конфликты. В одних семьях с конфликтами справляются самостоятельно. К примеру, когда мама и папа способны все обсудить и выяснить. Когда они могут не повышая голоса, сказать друг другу о том, что они чувствуют. А потом, они имеют возможности для принятия совместного решения и для его выполнения.

Подробнее:

МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Аннотация к статье: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия детей и специалистов, работающих с ними. Аргументируется необходимость конструктивного подхода во взаимодействии с детьми и востребованность использования навыков применения медиативных технологий при общении с ним. Обосновывается актуальность применения процедуры квазимедиации сотрудниками системы профилактики для урегулирования возникающих конфликтов.

Подробнее:

Неконструктивное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями: проблемы индивидуальной профилактической работы

Неконструктивное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями: проблемы индивидуальной профилактической работыНегативные тенденции повторной преступности несовершеннолетних , актуализируют потребность определения причин такой ситуации и разработки адекватных мер, направленных на их нейтрализацию.

Подробнее:

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация к статье: в статье рассматриваются тенденции преступности несовершеннолетних на современном этапе, анализируются причины роста повторной преступности несовершеннолетних. Аргументируется необходимость адекватного реагирования на преступность несовершеннолетних посредством внедрения инновационных технологий, в частности медиативных технологий. Обосновывается их актуальность и востребованность применения, приводятся данные, доказывающие эффективность применения медиативных технологий в работе с несовершеннолетними осужденными к лишению свободы.

Подробнее:

Технологии профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Статья посвящена технологиям профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Авторы выделяют основные задачи индивидуальной профилактики. Особое внимание обращено к технологии «психобокс», способной решить эти задачи.Ключевые слова: суицидальное поведение; профилактика; несовершеннолетние; технология «психобокс».

Подробнее:

МЕДИАЦИЯ И МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (часть 1)

Садовникова Марианна НиколаевнаМесто работы: кафедра уголовного права ЮИ ИГУНаучная степень, научное звание: кандидат юридических наук Должность: доцент кафедры уголовного права ЮИ ИГУ

Подробнее:

Деятельность Фонда «ЮВЕНТА» и АНО «Иркутский центр медиации» в защите прав ребенка: внедрение инновационных технологий в работу с несовершеннолетними в Иркутской области (продолжение)

«… Защищать права детей можно по-разному… Эффективно и не очень… Можно создавать сложные государственные механизмы, а можно просто оказывать внимание тем детям, кто его обделен… » М. Садовникова

Подробнее:

Copyright  ©  2016  Иркутский Молодежный фонд правозащитников "ЮВЕНТА" 
Сайт создан в рамках реализации социально значимого проекта «Право на справедливое правосудие. Создание комплексной системы защиты и обеспечения прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015г. № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "Гражданское достоинство" (http://civildiginity.ru).