Статья посвящена технологиям профилактики суицидального поведения несовершеннолетних. Авторы выделяют основные задачи индивидуальной профилактики. Особое внимание обращено к технологии «психобокс», способной решить эти задачи.
Ключевые слова: суицидальное поведение; профилактика; несовершеннолетние; технология «психобокс».
Проблема самоубийств была актуализирована на мировом уровне в 1999 г., когда Всемирная организация здравоохранения выступила с глобальной инициативой профилактики самоубийств. Начиная с 2003 г. наша страна стала лидером по числу самоубийств среди несовершеннолетних (8–10-е места) [5, c. 8]. В мае 2013 г. на шестьдесят шестой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения был утвержден первый в исто-рии План действий в области психического здоровья ВОЗ [9, с. 1]. По данным ВОЗ, среди причин смерти молодых людей (в возрасте 15–29 лет) в мировом масштабе самоубийства занимают второе место [9, с. 1].
Однако, вопреки распространенному мнению, Россия НЕ стоит на первом месте по количеству детско-подростковых самоубийств, и последние годы ситуация улучшается, хотя по-прежнему остается тревожной: так, число самоубийств, совершенных несовершеннолетними в возрасте от 0–17 лет в 2009 г. составило 985 завершенных попыток (4,3 случая на 100 тыс. несовершеннолетних), а к 2013 сократилось – 690 завершенных попыток (2,8 случая на 100 тыс. несовершеннолетних) [1] . Для Иркутской области проблема также остается по-прежнему актуальной: согласно статистике ГУ МВД России по Иркутской области в 2014 г. имели место 115 фактов детских суицидов, из них со смертельным исхо-
дом – 28 [4].
Первые научные контексты осмысления проблемы суицидов были заложены Эмилем Дюркгеймом в книге «Самоубийство: социологический этюд», выпущенной в 1987 г. Концептуализировав самоубийство как социальный феномен, Эмиль Дюркгейм стремился доказать, что оно имеет социальные, а не психологические причины. В начале ХХ века австрийский психиатр Зигмунд Фрейд создал первую психологическую теорию суицида. В ней он подчеркнул роль агрессии, направленной на самого себя. В своем труде «Печаль и меланхолия» он пишет, что нена-висть к самому себе, наблюдаемая при депрессиях, возникает как гнев по отношению к любимому человеку, который субъекты направляют назад против самих себя [7].
Современная суицидология , имеющая возможность использовать научные разработки различных дисциплин, признает как социальные, так и психологические факторы суицида (кроме того, существуют психиатрические, философские, морально-этические и другие концепции, задающие свои контексты).
Так, мы говорим о том, что только комплексное влияние нескольких причин сразу может привести подростка к суицидальному поведению.
Изучив литературу, посвященную исследованиям феномена суицидального поведения, мы заметили, что многие авторы сходятся в том, что акт суицида всегда сопровождается двумя феноменами: конфликтной ситуацией и аутоагрессией:
Исследователи К. Г. Эрдынеева, В. П. Филиппова отмечают, что во всех диагностических категориях суицидального поведения решающее значение имеет конфликт. Конфликт называется внутренним (интраперсональным), если обе его стороны располагаются как бы внутри личности. В отличие от этого, при внешнем (интерперсональном) конфликте одна из составляющих его тенденций располагается вне личности и представляет собой элемент внешней ситуации, препятствующий удовлетворению потребности (запрет, приказ, требование и т. д.) [7].
Саморазрушительное поведение в современном мире может выступать в различных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.) [2].
Однако аутоагрессивное или агрессивное поведение, которое проявляется в хулиганстве (выпрыгнул с окна 2-го этажа в сугроб, кинул бомбочку в товарища, прыгал по ледяным лужам и пр.), зачастую не есть сигнал того, что ребенок хочет навредить себе. Современная девиантология не выносит аутоагрессивное поведение за границы гомеостаза: Е. В . Змановская отмечает, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии – дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией – одна из труднейших психологических задач вообще [2].
Для поколения, выросшего без компьютерных игр, а главное, без страха остаться на улице без взрослых, известными являются такие уличные игры, как «Казаки-разбойники», «Вышибало», «Цепи кованы», «Царь горы» и др. В этих играх есть сторона нападения и сторона защиты, а также негласно разрешены жестокость и насилие, если они не выходят за рамки допустимого . Возможно, существование таких игр демонстрирует нам тезис о том, что конфликты и аутоагрессия – нормальные явления, если не выходят за рамки социально-приемлемых актов. И необходимо давать детям возможность научиться самостоятельно справляться с ситуациями конфликта и осознавать агрессию (именно осознавать, а не проявлять или выплескивать, как многие ошибочно полагают), однако в условиях заранее оговоренных правил и под наблюдением специалистов.
В связи с вышеуказанными обоснованиями, выделим основные задачи, которые, на наш взгляд, должна решить адресная профилактика суицидального поведения подростков:
1. Научить подростка справляться с конфликтами конструктивными способами.
Для этого ребенку необходимо: а) понимать, что конфликты бывают разными (между людьми, между группами людей, внутренние и т. д.); б) понимать, что конфликт является нормальной составляющей жизни всех людей (хотя порой детям кажется, что успешные, красивые, богатые, общительные люди не сталкиваются с такими проблемами); в) уметь конструктивно разрешать конфликты.
2. Научить подростка справляться с собственной агрессией.
Для этого необходимо: а) помочь подростку осознать собственную агрессию (понять истоки, формы, в которой она существует конкретно для него); б) научить подростка механизмам совладения с собственной агрессией, в том числе и аутоагрессией (не обучить теории через тренинги, а дать пережить ему практический опыт, в котором он сможет научиться применять на практике данные механизмы).
Одной из возможных технологий, способной справиться с данными задачами, является технология «психобокс», которая применяется во Франции уже более 35 лет. При методической поддержке основателя психобокса Ришара Эльбрюнна Фонд «Ювента» на протяжении 2015 г. занимался апробированием на территории Ангарской воспитательной колонии данной технологии. Однако необходимо отметить, что российская действительность (другая система образования, другие модели воспитания в семье, другой уровень жизни и другие ценности) привела нас к необходимости корректировать данную технологию. Так, обученные специалисты в ходе апробирования адаптировали технологию под отечественную практику психологии.
Психобокс имеет в своей основе сочетание психотерапии и бокса в облегченном варианте, когда используются только руки, а наносимые удары не должны причинять вреда и боли (физической). Психобокс – это борьба при смягченных ударах, которая длится 1,5 мин. Сеанс психобокса состоит из двух составляющих – самого боя и его обсуждения. Итогом психобокса является умение управлять своей агрессией.
Психобокс как технология может быть адресован различным категориям несовершеннолетних, в том числе тем, кто проявляет либо проявлял аутоагрессию: прямую (кто делал попытки суицида, кто занимается членовредительством) и непрямую (алкогольная, наркотическая зависимость, провоцирование драк с тем, чтобы причинить себе боль и др.).
Проведением сеансов психобокса могут заниматься только обученные данной методике специалисты. Основатель данной методики Ришар Эльбрюнн придает большое значение двум критериям. Первый вариант – обучаться может либо тот специалист, который владеет на самом элементарном уровне боевыми искусствами и при этом имеет психологическое образование. Второй вариант – два обучавшихся специалиста, один из которых имеет навыки ведения боя, а второй – является психологом. Психобокс проводит психобоксер. А второй специалист, наблюдатель, как супервизор: он и видит то, что происходит во время сеанса психобокса, и пытается понять то, что чувствует клиент, и испытывает определенные эмоции сам, которые также относятся к тому, что он увидел.
Опыт проведения сеансов психобокса в Ангарской воспитательной колонии пока еще недостаточный для проведения комплексных исследований, однако и на данном этапе отмечается прогресс: улучшение эмоционального фона, осужденные начинают понимать, что агрессия может быть контролируемой.
Так, технология психобокса, завоевавшая авторитет во Франции как психотерапевтический метод осознания собственной агрессии, на наш взгляд, может применена и в российской практике и использоваться для профилактики суицидального поведения подростков.
© Садовникова М. Н., Климова М. В., 2015